Сайт Виртуального проекта "Краеведение Таврии" является частью библиотечного портала lib.kherson.ua
Новости
12.11.2018 08:12

Учимся создавать политические партии
10 ноября в рамках общенационального правопросветительского проекта «Я МАЮ ПРАВО»...

08.11.2018 11:19

Юбилей Рыцаря Творческого Ордена
Сегодня отмечает юбилей уважаемый и известный среди многих жителей нашего города человек, Почетный гражданин...

02.11.2018 09:51

Прогулка улицами родного города
В течение почти трех веков наш город очаровывает всех удивительными историями и приключениями, которые...


Гость | Войти
Версия для печати

ИЗВЕСТНЫЕ ЛИЧНОСТИ ХЕРСОНЩИНЫ

Старое время (до 1917 года)

 

 КУЛИШ НИКОЛАЙ ГУРЬЕВИЧ

[1892-1937]

писатель-драматург, деятель культуры
и образования

Николай Гурьевич Кулиш родился 19 декабря 1892 года в селе Чаплынка Днепровского уезда Таврической губернии. Сначала Николай учился в церковно-приходской школе. Он оказался способным учеником. Чаплинские интеллигенты решили помочь одаренному мальчику. Собрали средства - около ста рублей - чтобы он мог продолжить образование. Николая Кулиша зачислили в Олешковское городское училище.
В Алешках Кулиш также отличался в учебе среди своих товарищей. Однако его отношения с руководством училища были непросты. Вокруг него группировались критически мыслящие ученики. Николай Кулиш был предводителем всякого недовольства, протеста как в училище, так и в Алешковском приюте благотворительного общества, где он жил.
Николая Кулиша несколько раз отчисляли из училища. Как он писал в автобиографии, «за организациию кружков молодежи и непочтение к начальству». И все же способности были столь незаурядными, что даже некоторые учителя поддерживали мятежного парня. Именно благодаря помощи таких педагогов Кулишу в 1908 году удалось поступить в Алешковскую прогимназию.
Однако его учебная одиссея на этом не завершилась. Когда до окончания прогимназии осталось совсем немного, заведение было закрыто. Чтобы все же закончить учебу, Николай вместе с товарищами поехал через Одессу на Кавказ, в город Поти, где экзамены хотел сдать экстерном. Однако заболел малярией, и поэтому экзамены за гимназический курс сдал позже, после выздоровления.
В литературном развитии Н. Кулиша таврический городок Алешки занимает особое место. Здесь он начинает писать. Первые сатирические стихи, фельетоны, эпиграммы появились в ученических рукописных журналах «Наша жизнь», «Колючка», «Стрела», «Веселое язычество», инициатором и редактором которых он сам и выступал, а непечатные произведения распространялись в списках среди подростков и молодежи. В Алешках появляются первые драматургические попытки Кулиша - колоритные картинки из окружающей жизни.
Кулишу шел двадцать второй год. Он собирался учиться дальше, направил документы в Новороссийский университет на филологический факультет, его даже уже зачислили на первый курс. Однако получить университетское образование не удалось: началась первая мировая война и в августе 1914 года его взяли в армию.
После окончания Одесской школы прапорщиков Кулиш отправился на фронт. Там он дослужился до чина штабс-капитана. Три года - с 1915 по 1917 - проводит на передовой. На фронте, продолжая алешковские традиции, Кулиш пишет стихи и небольшие драматические сцены.
Завершил Кулиш свою военную биографию начальником штаба группы войск Херсонского направления, а впоследствии - военным руководителем Херсонского и Днепровского уездных войск комитетов.
Н. Кулиш после армии вернулся в Алешки. Некоторое время Н. Кулиш занимает административные должности в Алешках, редактирует газету, с головой уходит в образовательную службу в Днепровском уезде. Непосредственной является причастность Н. Кулиша к созданию филиала просветительской организации. Систематической деятельности Алешковской "Просвиты" помешала социально-историческая ситуация, сложившаяся на Херсонщине на протяжении 1918-1919 годов: частые смены власти и национально-гражданская война. Однако важен уже факт создания такой организации в провинциальных Алешках. Деятельность Н. Кулиша как председателя "Просвиты" была сосредоточена на поддержке украинского в Днепровском уезде - языка, культуры, ментальности, сознания. Следует подчеркнуть, что, хотя в течение 1918-1919 годов Николай Кулиш использовал два языка - украинский и русский, однако в этот период он уже имел четко сформированные национальные приоритеты как в социальном, так и в культурологическом плане.
Национальные приоритеты в общественной и культурной деятельности Н. Кулиша продолжали себя проявлять и в начале 20-х годов ХХ в., хотя в это время, находясь на разных административно-государственных должностях в системе советской власти (в частности на должности заврайоно), будущий драматург определенное время (примерно до 1924-1925 годов) больше симпатизировал национальной идеи в советской идеологической оболочке. Поэтому в его взглядах наблюдаются сдержанные ноты и интонации, моменты критического и даже скептического отношения к перспективам чисто просветительских идей. Это отражено в цикле документально-педагогических очерков "По весям и селам", написанных на русском языке.
Н. Кулиш фактически проводит своеобразную ватерлинию между мировоззренчески-педагогической системой, в которой он работал, и концептуальной сущностью "Просвиты". Николай Кулиш признает, что "Просвита" была выразителем и проводником национальных идей и ценностей. Симпатичным является также то обстоятельство, что, хотя будущий драматург и отмечал различия своих и просветительских устремлений, он все равно в целом благосклонно отнесся к деятельности "Просвиты" и поддержал ее работу по созданию и функционированию украинской семинарии.
Деятельность "Просвиты" в селе Благовещенка Н. Кулиш, тогда активный участник педагогической жизни юга Украины и еще неизвестный писатель, причислил к проявлениям "нового" - того, что активно живет, стремится утверждаться и развиваться.
В начале 20-х годов ХХ века Н. Кулиш, работая в Алешках в системе уездного образования, фактически продолжал педагогические дела "Просвиты".
Собственными педагогическими, просветительскими делами Н. Кулиш реально способствовал распространению не только украинской культуры на территории Таврии, но и сознательного отношения к этой культуре со стороны таврического общества, формирование у него мировоззренческих основ украинистики. Кулиш предметно способствовал становлению национальной школы на Херсонщине, где преподавание велось на родном, украинском языке. Благодаря его усилиям украинский язык, речь становилась весомой долей в школьном образовании и культуре.
В конце 1922 года Кулиш получил повышение по службе и переехал в Одессу, где работал инспектором школ. Феноменальный успех драмы «97», поставленной в Харькове осенью 1924 года, приводит к переезду летом 1925 года драматурга в Харьков. В столице Кулиш попал в центр духовно-культурной жизни. Он плодотворно на протяжении многих лет сотрудничает с труппой харьковского театра «Березиль» и его режиссером Лесем Курбасом .
В этот период Николая Кулиша избирают вторым президентом писательского союза ВАПЛИТЕ - литературной организации 20-х годов ХХ века. Он входит в состав редколлегии ведущего литературного журнала Украины «Красный путь», печатается в альманахе «Литературная ярмарка». В харьковский период драматический талант Николая Кулиша достиг своего апогея. Пьесы «Народный Малахий» «Патетическая соната» «Маклена Граса» стали новым словом не только в украинской драматургии, но и в художественном мышлении европейских литератур.
На рубеже 20-30-х годов ХХ в .. для М. Кулиша наступают тяжелые, трагические времена. Его произведения, большинство из которых были чрезвычайно популярны, подвергаются как политической, так и эстетической критике. Его имя делают символом негативных тенденций в украинской литературе. Драматурга упрекаю в том, что его пьесы полны идеологических изъянов, что они клевещут на советскую действительность. Постановки пьес драматурга вызывают резкие, недоброжелательные рецензии и отзывы. Против драматурга направляется идеологическая кампания, в ходе которой утверждается, что с революционных позиций драмы «97» Кулиш перешел на враждебные принципы пьес «Народный Малахий», «Мина Мазайло», «Патетическая соната». На Первом всесоюзном съезде советских писателей (17 августа - 1 сентября 1934 года) Николая Кулиша объявили буржуазно-националистическим драматургом. В то время это было одно из самых опасных обвинений для художников и литераторов. 19 августа 1934 на утреннем заседании И. Кулик в своем докладе о направлениях развития украинской литературы охарактеризовал Н. Кулиша как художника, который является представителем «проявлений национализма» в драматургии ». Это уже было похоже на приговор. Драматурга обвинили в участии «в контрреволюционной боротьбистской организации» и сослали на Соловки.
Оборвался жизненный путь писателя 3 ноября 1937. Его казнили на сорок пятом году жизни, в советском концлагере на Соловках.

Вход