Сайт Виртуального проекта "Краеведение Таврии" является частью библиотечного портала lib.kherson.ua
Новости
12.11.2018 08:12

Учимся создавать политические партии
10 ноября в рамках общенационального правопросветительского проекта «Я МАЮ ПРАВО»...

08.11.2018 11:19

Юбилей Рыцаря Творческого Ордена
Сегодня отмечает юбилей уважаемый и известный среди многих жителей нашего города человек, Почетный гражданин...

02.11.2018 09:51

Прогулка улицами родного города
В течение почти трех веков наш город очаровывает всех удивительными историями и приключениями, которые...


Гость | Войти
Версия для печати

ИЗВЕСТНЫЕ ЛИЧНОСТИ ХЕРСОНЩИНЫ

Старое время (до 1917 года)

 

 СКАДОВСКИЙ НИКОЛАЙ ЛЬВОВИЧ

[1846-1892] 
живописец

Скадовский Николай Львович родился в с. Белозерка Херсонского уезда (теперь райцентр Херсонской области) в помещичьей семье.
Окончил Одесскую Ришельевскую гимназию, Московский университет, московское училище живописи, скульптуры и архитектуры. Закончив обучение в Дюссельдорфской академии художеств, художник едет работать в Италию, посещает Париж и Вену.
С 1876 года Скадовский Н.Л. живет в Белозерке. Условия для творческой деятельности в родительском имении были благоприятными. Большая светлая мастерская, постоянная материальная поддержка родных, достаточно было и натуры. Но пребывание вдали от художественной жизни большого города не могло удовлетворить Скадовского, и он в конце 70-х годов поселился в Одессе. Во второй половине XIX в. здесь плодотворно работало Общество любителей изящных искусств, часто экспонировались выставки передвижников и местных художников – воспитанников школы рисования.
80-е годы для Н.Л. Скадовского были периодом большого творческого подъема общественной деятельности. Он сблизился с одесскими художниками. Его дом стал своеобразным культурным центром, который привлекал известных артистов, музыкантов, литераторов.
Несмотря на заметные успехи в создании портретов и пейзажей, Скадовский Н.Л. основную свою задачу видел в дальнейшем совершенствовании мастерства жанриста. Небольшие жанровые картинки «Безумный» и «Беспризорные», выполненные в 1883 году, показывают силу стремления художника к более серьезному социальному обобщению.
В 1883 году Скадовский снова едет в Италию. В акварелях, написанных во время второго путешествия, появляются новые принципы живописного решения. Акварель становится более прозрачной, легкой и нежной в цвете. Автор мастерски передает мягкость воздуха («Дворик»), нарядность зеленого парка, щедро залитого южным солнцем («Парк. Венеция»), пространство морского пейзажа («Лето. Венеция»). Акварельные этюды имели большое значение в творчестве Скадовского, в них он искал тему пейзажей, цветное единство той или иной картины. В рецензиях на художественные выставки одесская критика неоднократно положительно оценивала акварели мастера, которые, по ее мнению, не уступали работам Г. Ладыженского, признанного среди местных художников лучшим акварелистом.
Скадовский Н.Л. был страстным охотником и за годы своей творческой деятельности создал большое количество произведений на охотничьи сюжеты. В основе большинства его охотничьих сцен лежит живое наблюдение. Он увлекался как описово-жанровой стороной темы, так и передачей состояния природы в разные времена года.
С картиной «Открытие охоты» художник участвует в международной выставке в Мюнхене (Германия).
С большой симпатией, с добродушной улыбкой рисует Н.Л. Скадовский образы крестьян. Дальнейшее изучение крестьянской жизни привело художника во второй половине 80-х годов к созданию большой картины «Вскрытие мертвого тела», которая в 1888 году на конкурсе Московского Общества любителей художеств была отмечена премией. В упомянутой картине художник сильнее, чем в предыдущих работах, осуждает общественные порядки, которые обрекают миллионы людей на бесправие и нищету.
В 1887-1889 годах Скадовский Н.Л. устраивает персональные выставки своих произведений в Херсоне.
Во второй половине 80-х годов с целью изучения народного быта посещает Правобережную Украину. В результате этих путешествий появились произведения, которые отразили природу и быт тех мест, где находился художник: «Капри», «Венеция», «В окрестностях Генуи», «Побережье Средиземного моря», «Сицилия», «Река в Подольской губернии «, « Замок в Каменец-Подольском».
В марте 1890 года художник становится одним из инициаторов создания Общества южнорусских художников. Многие произведения Скадовского находятся на высоком уровне идейных и художественных достижений Общества в целом.
Скадовский Н.Л. был прекрасным рисовальщиком, обладал чрезвычайно утонченным мастерством. Менял технику в зависимости от творческого задания. У него были любимые мотивы зарисовок: приземистая украинская хата, конюшня, живописный двор с крестьянским инвентарем, базар, причал с лодками.
В 1892 году художник участвует в организации выставки в помощь пострадавшим от неурожая. На ней заслуженным вниманием пользовалось произведение «Голодовка», которое свидетельствует о прочной связь автора с современностью – это одна из лучших картин Скадовского, венец его поисков в области большой социальной темы. Картина поражает яркостью драматического выражения.
...Смерть настигла Скадовского неожиданно. Он умер в 46-летнем возрасте, не успев осуществить своих творческих замыслов. «Он находился в полном расцвете сил, – писал автор некролога, – до последних минут покойного не покидала надежда жить и работать...» (Одес. вестн. – 1892 – 13 июня).



Вход