Играй, гармонь, любимая!

Играй, гармонь, любимая!

Музыка, танец, песня, всё это - огромная часть общей культуры народа любой страны. Характерной яркостью отличаемся здесь и мы, ведь недаром украинцев считают одной из самых певучих наций в Европе. Иногда, правда, во многих грустных мелодиях и напевах ощущается отпечаток, отложившийся на них из-за сложной исторической судьбы нашего народа. Тем не менее, мажорные, жизнерадостные и жизнеутверждающие мотивы музыкального достояния жизни украинцев, являются преобладающими в нашей истории.
Не исключение в этом и наши предки, и мы - их наследники. Предки наши, несмотря на горе и трудности; несмотря на горький, тяжёлый труд, солёным потом добываемый хлеб насущный; несмотря на унижения, а часто и под страхом смерти - были очень сильны духом, умели сохранять оптимизм, хладнокровие и жизнелюбие - невзирая, ни на какие жизненные коллизии и перипетии. И в дореволюционные времена, и после революции 1917 года сельская молодёжь собиралась глубокими вечерами ( ведь другого времени крестьянская жизнь не оставляла!) поочерёдно у кого-нибудь дома на «вечорницi», где проводили свой досуг - с рукоделием: вышиванием, вязанием, песнями и танцами. Часто гуляния затягивались до утра, а утром - новые заботы, работа в поле или по домашнему хозяйству. Да разве молодёжь этим испугать - у неё своя энергия?!

1976 год.
Достойные наследники достойных предков.
Музыкальный «квартет» из Киндийки.

 

По давним историческим традициям, популярными музыкальными инструментами в Украине были - кобза и бандура, скрипка и цимбалы, сопилка и другие. Но в наших новых, сравнительно недавно обжитых местах, наибольшей популярностью пользовались - гармонь, баян, бубен.
Именно сельские гармонисты - этот глубочайший пласт культуры украинского села и были непременными участниками таких «посиделок». Вечерами, а особенно по выходным и праздничным дням, песни и музыка разливались из одного, в другой конец села.
Одним из первых известных сельских гармонистов, жителей Киндийки либо Антоновки, был Пётр Коновалов. Немного позже эту нишу занял Дмитрий Власенко.
В предвоенные и послевоенные годы, домашние развлечения переместились в клуб, и танцы «под гармонь», при освещении керосиновыми лампами, зачастую продолжались до окончания сил у гармониста. В летнее время такие мероприятия проводились на площадке перед клубом. Любимыми танцами были - полька, краковяк, танго, вальс. Когда исполнялись подвижные, энергичные танцы, пыль иногда стояла столбом и младшие участники не успевали бегать по воду, чтобы брызгать площадку.
Довольно часто музыкальное сопровождение на танцах обеспечивал балагур и виртуоз Николай Прониченко, посвятивший игре на гармони, этому благородному делу более 50 лет своей жизни .

 

 

1954 год. Николай Прониченко играет на проводах в армию Добровольского Бориса. Как молоды мы были!

 

 

 

 

Позднее, вечера танцев в клубе стали проводить под музыку радиол, а во времена 1960 - 80-х годов, по мере роста благосостояния людей, редко какие крестины, именины, свадьба или юбилейная дата обходились без сельского гармониста, приглашаемого лично хозяевами. Кроме Николая Прониченко, как эстафету, далее несли в народ свое незамысловатое искусство, создавали настроение веселья и радости для жителей Киндийки и Антоновки, Садового и Восточного и даже других городов Украины Иван Рева, братья Волошины - Николай и Владимир, Иван Киселёв, Григорий Гузь, Николай Трегубенко, Валентин Олефиренко.
Последним гармонистом, известным для жителей перечисленных и не перечисленных здесь населённых пунктов, стал Виктор Букацель, посвятивший более 25 лет этому необходимому людям и душевному занятию
(ведь - не хлебом единым, жив человек!). Пока достойной смены этим сельским музыкантам нет.

Гармонист Виктор Букацель.
Фото 1980-х годов.

И дело здесь, скорее не в отсутствии талантливой молодёжи (есть такая!), а в изменении приоритетов, интересов, моды - наконец. Просто, с приходом в наши дома телевизоров и компьютеров, магнитофонов и «караоке», синтезаторов и мобильных телефонов, стало непрестижно (или немодно?) играть на гармони, а ведь гармонист - в какой-то степени - один из хранителей песенной культуры, носитель исторической памяти, и жаль, если эту память не удастся сохранить!
Сегодня, тяжёлую ношу хранителя песенных, обрядовых и вообще музыкальных сельских традиций пытается нести Вера Бундуки, бывшая заведующая Киндийской библиотекой. Несколько лет назад, на базе библиотеки, при её непосредственном участии, организован вокальный ансамбль «Берегиня». Этот хоровой коллектив хорошо известен в городе Херсоне как активный участник, неоднократный лауреат и дипломант региональных смотров и фестивалей народного творчества.

 

Вокальный народный самодеятельный ансамбль «Берегиня»
в годы расцвета своей творческой деятельности.

И хотя сейчас несколько сократился состав ансамбля, всё же хочется надеяться, что энтузиазм наших земляков неиссякаем, и уже в скором времени, мы увидим много новых гармонистов, танцоров и певцов!

 


 

Стоит над рекою широкою
Навеки родное село.
Киндийка моя - милоокая,
Всё сердце к тебе приросло.
Припев:
И хочется сделать признание
Тебе, дорогой ты мой край.
И все тебе знаки внимания,
Для нас - ты, как солнечный рай.

Мы любим тебя в дни рождения,
И в будни в рассветной тиши,
Киндийка моя - умиление,
Ты радость для нашей души.
Припев:

Бывали деньки у нас трудные,
Но всё одолели с тобой.
Киндийка моя - многолюдная
Красавица ты над рекой!
Припев:

Желаем, а значит и сбудется,
Иные придут времена.
Всех нас и киндийские улицы -
Охватит цветеньем весна.
Припев: 2 раза.

 

* * *

 

Предыдущая глава:

Не хлебом единым…

Следующая глава:

История храма – зеркало души народа.

Вернуться
к содержанию

 

 

Календар подій

    1 2 3
456 7 8 9 10
11 121314151617
181920 21 222324
252627282930