История храма – зеркало души народа.
История храма - зеркало души народа.
На рубеже XIX и XX веков, в 1897-99 годах, жители Киндийских хуторов пришли к осознанию необходимости строительства церкви в своём селении. По-видимому, одним из весомых аргументов и причиной такого осознания послужили пронёсшиеся в предшествующем десятилетии эпидемии и моры, унёсшие жизни сотен жителей Киндийских хуторов.
После обращения в Духовную Консисторию Херсонской епархии и получения разрешения и благословения её руководства (примерно, в 1899 году) было принято решение о строительстве, что само по себе, было весьма неординарным событием, тем более, для небольшого хутора. До 1864 года жители Киндийских хуторов и деревни Широкой крестились, венчались и отпевались в приходе Екатерининского собора города Херсона, ведь из действующих тогда храмов, он был наиболее близко расположен.
Екатерининский собор, одно из старейших зданий города Херсона - место, которое посещали многие жители Киндийки и Антоновки до строительства других храмов.
Подтверждение об этом находим в собрании брачных документов собора за 1829-1831 годы, в «Метрических книгах» за 1830-1839, 1855 годы - где встречается целый ряд фамилий, характерных именно для жителей наших селений (Ермоленко В.С., Ермоленко А.М., Заднипрянко Е.А., Галаганенко Я.А., Друзяка А.Г., Друзякин И.А., Безпоясный С.Е., Безпоясная У.С., Букацель П.П., Сиденко А.И., Сиденко У.И., Гузь В.Д., Гузь А.И., Гузь С.В. и др.).1
К сожалению, многие документы из Екатерининского собора города Херсона за годы его сложной судьбы не сохранились. Поэтому более подробно проследить о ходе жизни жителей Киндийских хуторов и деревни Широкой в начальный период становления и развития данных селений, не представляется возможным. Не исключено также, что наши предки пользовались услугами и других церквей, но по многим причинам, установить это - весьма проблематично.
По записям многих лет, которые велись в «Метрических книгах» церквей в XIX - XX веках и хранятся в Государственном архиве Херсонской области, установлено: с 1864 года, до постройки храма в Киндийских хуторах их жители, как и жители деревни Широкой, были приписаны к приходу Корсунской Рождество-Богородичной церкви при Перепелицинском приюте.
Церковь эта основана в том же -1864 году и располагалась на территории женского монастыря, в так называемой, Монастырской слободке.
2007 год. Современный вид здания снаружи и отреставрированного купола внутри бывшей Корсунской Рождество-Богородичной церкви при Перепелицинском приюте, которая была построена в 1864 году и на 38 лет стала родным храмом для жителей Киндийки и Антоновки.
Печальна судьба этой церкви, как и печальны судьбы многих других храмов, которые были разрушены и разграблены в годы воинствующего атеизма минувшей тоталитарной эпохи. Здание Корсунской Рождество-Богородичной церкви при Перепелицинском приюте в 1930-е годы переоборудовали под заводоуправление, (здание сохранилось и сегодня) ныне бывшего, Херсонского консервного комбината, построенного на территории большого кладбища при этой церкви, границы которого доходили тогда до нынешней улицы Перекопской.
Сегодня это здание принадлежит другим хозяевам, которые производят капитальный ремонт и перепланировку внутренних помещений. Во время проведения работ в верхней части здания был обнаружен сохранившийся центральный купол церкви, о существовании которого даже не подозревали, и который не был виден из-за потолочного перекрытия, устроенного при переоборудовании здания церкви в 1930-х годах.
На внутренней сфере купола сохранились четыре лика святых в овалах (размером по осям ~ 110х70 см), нарисованных красками на штукатурке. К чести новых хозяев следует сказать, что они не стали скрывать этого факта, а напротив, - за свой счёт производят ремонт и реставрацию обнаруженных изображений, и уже в недалёком времени их смогут увидеть все желающие. Вот так, почти через 80 лет с момента переоборудования, святой храм открыл, возможно, только одну из своих тайн…
Точной, документально подтверждённой даты закладки первого камня в основание храма в Киндийке, установить не удалось.
Херсонский исследователь Горностаев Е.В. в своём хронологико-историческом описании «По страницам истории православных церквей Херсона» утверждает, что строительство церкви в селе Киндийка начато в 1897 году.1 Документы же Херсонской Духовной Консистории за 1899 год позволяют почти определённо сказать, что это произошло весной 1899 года, а вот обширная переписка по решению вопроса постройки церкви велась, вероятно, с 1897 года. Об этом свидетельствует написанная от руки дата «4 февр. 1897 г.», на верхней части Указа № 891. Можно предположить, что строительство церкви и велось с 1897 года, как утверждает Евгений Викентиевич Горностаев, но в таком случае оно велось негласно, без разрешения Духовной Консистории, а в это трудно поверить, зная богобоязненность и законопослушность основной массы людей того времени, да и в церковном ведомстве порядки были весьма строги.
Обратимся же к документам той поры, проливающим часть света на историю основания и строительства церкви. Первым в этом ряду, и одним из главных, будет - Указ № 891 от 25.01.1899 года, который процитируем полностью: «Указ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССИЙСКОГО из Херсонской Духовной Консистории Благочинному, протоиерею Владимиру Ефремову.
По Указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Херсонская Духовная Консистория предписывает, вследствие рапорта вашего от 11 января сего года за № 32, объявить уполномоченным общества мещан г. Херсона по сооружению на Кингинских хуторах храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, чтобы они представили второй экземпляр пояснительной записки к проекту церкви, составленный гражданским инженером Свариком.
Января 25 дня 1899 года
Член Консистории Протоиерей М. Косовский
Секретарь подпись
Столоначальник Жуков».3
На документе наложена виза Благочинного, адресованная городскому архитектору: «Духовная Консистория требует второй экземпляр пояснительной записки к проекту церкви на Кингинских хуторах. Покорнейше прошу прислать мне.
Протоиерей Владимир Ефремов 4 февраля 99 г.»
Здесь же, читаем ответ архитектора: «У меня нет ничего относительно постройки молитвенного дома на Кингинских хуторах; все документы, какие требуются я представил. Если бы понадобилось снять по несколько экземпляров какого-нибудь из документов, то для этого существует общепринятый закон снятия копии с подписанных документов. Не имея подлинного документа, я не смогу на память точно его воспроизвести.
Городской архитектор А. Сварик».
Так стало известным, до сей поры неведомое, имя автора архитектурно-художественного проекта церкви, или же специалиста, производившего корректировку и доработку типового проекта, по которому построен храм в Киндийке в конце XIX века.
Титулярный Советник Антон (Антонио) Иванович Сварик, итальянец по происхождению, был тогда Главным городским архитектором.4 По его проектам в Херсоне было сооружено здание Управления морского порта в 1902 году (ныне - проспект Ушакова № 4) и здание, построенное в период 1874 - 1899 годов, в котором на границе XIX - XX веков располагалось Общество взаимного кредита (ныне - улица Суворова № 37). Фасады и интерьеры последнего, даже, несмотря на неухоженный наружный вид, невольно привлекают взгляд своим архитектурно-художественным оформлением с изящной лепниной, а фронтон - скульптурной группой. Если общий вид фасада этого здания представить развёрнутым в одну плоскость, то в чём-то он будет иметь сходство с видом переднего фасада нашей церкви. Специалисты утверждают, что архитектура храма Рождества Пресвятой Богородицы в Киндийке, сочетает в себе детали старомосковского и романского стилей.
Передний фасад и центральный вход церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Работы по декоративно-художественному оформлению ещё не завершены. Вид фасада повторяет отдельные детали бокового фасада здания бывшего Общества взаимного кредита (на фото справа).
Продолжая исследование Указа № 891, можно предположить, что своим рапортом от 11 января 1899 года за № 32, Благочинный о. В. Ефремов, видимо, просит Духовную Консисторию разрешить строительство церкви, потому что у него были ходатаи от жителей Кингинских хуторов, а Консистория, имея подлинник проекта, просит ещё и копию. Тогда Благочинный, очередным своим рапортом, обращает внимание Консистории на это и, получает новый Указ № 2791 от 2.03.1899 года, который гласит: «…Херсонская Духовная Консистория препровождает при сём, вследствие
рапорта вашего от 7 февраля сего года за № 100, экземпляр пояснительной записки к проекту сооружения Рождество-Богородицкой церкви г. Херсона на Кингинских хуторах, для выдачи уполномоченным сих хуторов мещанам, чтобы таковая представлена была Консистории в двух экземплярах…».5
Хуторяне выполняют данное требование, а Благочинный докладывает Консистории об этом, на что получает очередной Указ № 4097 от 3.04.1899 года: «…Херсонская Духовная Консистория предписывает вам, вследствие рапорта вашего от 18 марта сего года за № 209, объявить жителям Кингинских хуторов, чтобы они избрали из своей среды несколько лиц в состав временно-строительного комитета по сооружению храма и приговор о сём с двумя чистыми книгами представить Консистории…»6
После выполнения требований данного Указа, Благочинный о. В. Ефремов рапортом № 271 от 11.04.1899 года снова обращается в Консисторию, и по-видимому, получает разрешение на строительство храма.
К сожалению, больше никаких документов, касающихся рассматриваемой темы, обнаружить не удалось, но и эти письменные свидетельства вполне позволяют судить о том, каким непростым делом было даже получение разрешения на сооружение церкви. Причём это касалось как финансовых, так и организационных вопросов, что было связано с преодолением серьёзных бюрократических преград и в церковном ведомстве - Херсонской Духовной Консистории, и в гражданском - Херсонской Городской Думе.
Строительство храма велось за деньги прихожан и их собственными силами, о чём свидетельствуют кое-какие другие, из обнаруженных документов, и о чём будет сказано ниже.
Чтобы получить представление об общей стоимости работ и материалов для возведения храма, обратимся к заметкам, опубликованным в нескольких номерах губернской газеты «Югъ», в июле-августе 1899 года.
В них идёт речь о постройке деревянной церкви в селе Красноселье, Александрийского уезда, Херсонской губернии. Из заметок узнаём, что стройка в селе Красноселье проводится подрядным способом - наёмными работниками. Сообщается, что первоначальная стоимость постройки составляла - 17500 рублей, а к концу строительства, стоимость возросла до - 30000 рублей, но ещё без выполнения внутренних работ. В связи с большой разницей от первоначальной стоимости возник целый ряд вопросов и поэтому проводится, как теперь говорят - «журналистское расследование».
Нас же здесь интересует другая тема - тема сравнения. В Киндийке, церковь строили сами жители и построена она из камня - местного материала, т.е. общая себестоимость строительства должна оказаться значительно ниже. Тем не менее, сегодня можно только поразиться финансовым масштабам строительства (необходимые суммы были огромны по тем временам, тем более для простых жителей села!), риску и смелости действий наших предков, граничащих с авантюризмом, но одновременно вызывающих восхищение и уважение.
Однако - при таких финансовых масштабах, возникли вскоре и определённые затруднения. Пришлось жителям обратиться за помощью к Херсонской Городской Думе. Как же развивались дальнейшие события?
Газета «Югъ» в № 427 от 28 августа 1899 года так освещала вопрос о достройке церкви, решаемый на очередном собрании Херсонской Городской Думы, состоявшемуся двумя днями раньше: «…Вопрос № 25. Докладывается ходатайство о субсидии строительного комитета по сооружению храма на Киндийских хуторах, не имеющего в виду неурожая средств к окончанию постройки здания, хотя-бы вчерне (комитет просит 5000 рублей - Б.В.).
Городской голова И.И.Волохин посетил место постройки и, по его подсчёту, комитету хватило бы одной тысячи рублей, чтобы закончить здание, почти доведенное до кровли.
Выступления гласных:
М.С.Тропин: “Если оказывать помощь в виде ссуды, то можно выделить и 2000 рублей”.
М.Л.Поппер: “Надо выделить. Население Киндийских хуторов достаточно зажиточное и в течение нескольких лет погасит ссуду”.
М.Е.Беккер: “Возражаю. Пусть помогает церковное ведомство, а не городская община”.
И.И.Корбул: “Я вообще против строительства. Другие ездят за 10 - 15 вёрст в церковь, пускай и эти ездят. К тому же, хуторяне отказались участвовать в анкетировании по определению принадлежности землu”.
С.К.Зайчик: “Люди делают, несомненно, благое дело. Надо помочь”.
Н.И.Спозито: “Считаю, теперь следует дать без возврата, а уже в другой раз - с возвратом”.
М.Е.Беккер: “Если и дать, то только с возвратом, т.к. обеспечение и поддержание храмов - дело прихожан”.
Городской голова И.И.Волохин: “Всем давали, и здесь следует дать, а в ссуду или безвозвратно решит баллотировка”.
Голосованием Думы, решён вопрос о выдаче субсидии в размере 1000 рублей в виде ссуды на 3 года».
Эту сумму хуторяне получили под расписку только 2 декабря 1899 года, на основании разрешения Херсонского губернатора от 25 ноября того же года за №318.7 Таким образом, строительство было продолжено, а через год снова был неурожай, хуторяне не смогли вернуть первую часть ссуды и снова обращаются с прошением в Думу: “В помощь при постройке храма на наших хуторах, мы позаимствовали у Херсонской Городской Управы 1000 руб., и уплата разсрочена нам на три года по 333 руб. 33 1/3 коп. в год, начиная с сентября 1900 года. Вследствие того, что по случаю неурожая, и в этом году, мы не имеем возможности внести следуемый платёж ссуды, честь имеем покорнейше просить отсрочки его до сентября 1901 года, и с того уже срока начать уплату по частям, исключив 1900 год из платежа.
23 августа члены попечительства мещане: Яков Харченко, Мирон Кравец, Лев Кравец, Фёдор Калиниченко, а за них неграмотных, и за себя расписались: Степан Смульский, Ефим Печник, Никита Дружка, Никифор Букацель”.8
Херсонская Городская Управа, представляя Думе, прошение членов попечительства - делает заключение: «… в виду весьма тяжёлого положения хуторян, обусловливаемого, двухлетними подряд неурожаями, Городская Управа полагала бы отсрочить взнос причитающейся с членов строительного комитета, по сроку 1 сентября 1900 г. суммы 333 руб. 33 1/3 к. до 1 сентября 1901 г., с тем, чтобы они, начав с этого срока платежи, пополнили всю сумму долга к 1 сентября 1903 года».9
Дума 19 сентября 1900 года, приняв заключение Управы, постановила: «упомянутое ходатайство удовлетворить».10
В конце 1900 года хуторяне снова обратились в Думу, но уже с просьбой об оказании помощи в виде пособия - в сумме 600 рублей. В этот раз прошение было отклонено.11
После данного решения, жители больше не обращались к властям. Прошу читателя обратить внимание на то, что вся эта бюрократическая камарилья и вся помощь городской, да и губернской власти жителям Киндийских хуторов в сооружении храма, выразилась лишь в том, что была выделена небольшая сумма денежных средств, да и то - в виде ссуды. Причём, хуторяне обязаны были её вернуть в жёстко определённые сроки и, безусловно, вернули, ибо выражение - «честь имеем» - было определяющим принципом моральных критериев того времени.
Несмотря на многие трудности, строительство завершили, и храм был освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы - 8 сентября 1900 года. С этого времени, в церкви начали проводить отдельные богослужения для прихожан из сёл Киндийки, Антоновки, Балёхивки, Зеленовки, Рожновки. Одновременно жители производили отделочные работы, изготовляли иконостас, оформляли алтарь и другое внутреннее убранство церкви, приобретали необходимое культовое имущество.
В сентябре 1901 года в церкви была совершена литургия по случаю храмового праздника. Вот что об этом событии сообщала газета «Югъ» в краткой заметке под рубрикой «Местная хроника»:
«8-го сентября причт и прихожане Рождество-Богородичной церкви в с. Киндийских хуторах справляли свой храмовой праздник. Литургию совершал местный священник о. Иваницкий с услужением иеромонаха Крестовой Архиерейской церкви и бывшего иподиакона Одесского кафедрального собора Шаманского. Наблюдалось большое стечение молящихся, немало было и горожан».12
Общий вид церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Памятник архитектуры конца XIX века. Главная историческая и духовная достопримечательность посёлка.
Фрагмент центральной части иконостаса, за которым находится алтарь.
Внутренний интерьер храма. Общий вид.
Май 2007 год. Гробница Господня в центре храма. На заднем плане виден художественно оформленный иконостас, органично вписывающийся
в общий интерьер.
Аналой, расположенный
в центре алтаря.
Всё же, несмотря на проведение богослужений, регистрация записей о рождениях, бракосочетаниях и смерти жителей Киндийских хуторов и деревни Антоновка в 1900, 1901 и, частично, в 1902 годах - ведётся ещё в Корсунской Рождество-Богородичной церкви при Перепелицинском приюте. С 1902 года, регистрация актов гражданского состояния, производится уже в Киндийской церкви, о чём свидетельствуют «Метрические книги», имеющиеся в Государственном архиве Херсонской области и с этого времени в храме начинается духовная жизнь в полном объёме требований религиозных канонов.
* * *
__________________________________________________________________
1-ГАХО Ф-111. О-1. Д-6,7,31.
2- Горностаев Е.В. «По страницам истории православных церквей Херсона». Херсон, 1998 - с. 75.
3- ГАХО Ф-198. О-1. Д-107. Л-24,25.
4- «Памятная книжка Херсонской губернии на 1901 год». - Херсон, 1901 - с. 9.
5- ГАХО Ф-198. О-1. Д-107. Л-110.
6- ГАХО Ф-198. О-1. Д-107. Л-130.
7- Из «Отчёта Херсонской Городской Думы и Управы за 1900 год».
8,9,10,11- Из «Отчёта Херсонской Городской Думы и Управы за 1900 год».
12- Губернская газета «Югъ», № 1011 - 11 сентября 1901 года.
Предыдущая глава: |
Следующая глава: |
Вернуться к содержанию |