Из грязи – в князи?

Из грязи - в князи?

Именно так можно назвать кадровую политику 20-30-х годов ХХ столетия. Если в первые годы своего правления большевики пытались соблюдать какую-то видимость демократии и прислушивались к мнению сельской громады, то в дальнейшем всё изменилось: в своё время исключённые из рядов КНС занимали руководящие посты, а нарушители закона становились верными доносчиками власти.
В мае 1924 года, на общем собрании КНС из его рядов исключили «…За участие в избиении голодной бедноты во время голода и поругание Советской власти – Кравца Акима Сидоровича»,1 который в 1923 году возглавлял КНС. И всё же, несмотря на это, в 1930-х он стал председателем колхоза в Киндийке. Видимо, к тому времени для властей изменились приоритеты, и появилась потребность в «сильных» личностях при проведении политики «закручивания гаек».
А вот пример того, как «ковались кадры» для претворения этой политики в жизнь: в марте 1923 года, на общем сходе граждан, по заявлению приезжего Никиты Павленко ввиду «…его опороченности, подсудимости за проделываемые им преступления и ввиду извинения перед обществом и дачи обещания не повторения, решено наделить его едоцкой нормой земли».2 И уже в августе 1924 года Павленко «исправляется» и пишет заявление-донос в сельсовет на своего соседа: «Довожу до вашего сведения о том , что Максимович Василь нанял 2 чел. каменщиков, набрал камня на кирпичном заводе, камень увесь штуковой и делает ворота…»3(наём работников, считался тогда – одним из главнейших пороков и даже – преступлением!).
Заявление написано рукой малограмотного человека, но, видимо, с горячим пристрастием и верой в свою правоту. На этом «документике», в уголочке, стоят подписи ещё двух граждан Киндийки – начинаются процессы «повязывания» круговой порукой и втягивания как можно большего количества людей в слежку друг за другом и в «сдачу» при удобном случае. Позднее, а особенно в 1937-38 годах, это будет реализовано в полной мере.
К 1933 году Никита Павленко как один из самых больших активистов, особо доверенных лиц новой власти, принимает участие в раскулачивании и описи имущества коренных жителей Киндийки.4 Судя по количеству документов той поры, касающихся затронутой темы (а это – считанные единицы экземпляров), можно предположить, что в своё время, архивы были основательно «вычищены» от таковых, но даже по нескольким из них прослеживается эта связь – преступная власть и преступник Павленко (пусть даже бывший) нашли понимание, так как были крайне необходимы друг другу, в новых условиях взаимоотношений власти и народа.
Характерен в нравственном плане и другой пример: как только старое здание сельсовета стало казаться его членам неудобным и не соответствующем назначению, на объединённом заседании сельсовета, КНС и сельКВП (сельский комитет взаимопомощи) было решено: «выселить священника из церковного дома и поместить там Совет».5Это решение было принято неизвестно каким количеством голосов только актива сельской власти, а не на сходе громады, которая вряд ли бы поддержала такие начинания (что и было продемонстрировано в 1960-х, при попытке закрытия церкви). Только мало кто тогда считался, да и интересовался мнением общества – революционная и политическая необходимость были важнее и первостепеннее.
На одной из сходок граждан в 1924 году зачитывается заявление Борисенко Мелании, не желающей крестить сына и, считающей, что: «…поповское крещение есть абсолютный обман». Она была первой, кто подал такое заявление. Ну, не желает, и ладно! Но нет! Это стало событием государственной важности (может и специально подготовленным?!) для представителей новой атеистической власти. В протоколе собрания весьма пространно освещается этот факт, решают, как отметить «знаменательное» событие, и всё-таки констатируют в постановляющей части, что далеко не все согласны с этим: «После длительных прений Мошков предложил продать 8 пудов хлеба и на вырученные деньги 13 апреля устроить торжество».6
Наверное, именно после таких «проработок» и вывертов власти у граждан Киндийки наступают соответствующие реакции: когда в сентябре 1924 года объявляется общий сход для создания избирательной комиссии к очередным выборам, то из 994 человек, имеющих право голоса, приходит только 223 человека. Собрание объявляется сорванным, переносится на другой срок, что отражено в протоколе.7 В эти же годы многие отказываются от вступления в КНС.
Но жизнь продолжалась, общество совершенствовалось в своём развитии, постепенно люди приспособились, покорились новой власти, продолжающей свои реформы.


* * *

__________________________________________________________________
1- ГАХО Ф-876. В-1. О-1. Д-14. Л-27.
2- ГАХО Ф.Р-876. В-1. О-1. Д-3. Л-11; 3- Там же.
4- ГАХО Ф.Р-876. В-1. О-2. Д-2. Л-5.
5- ГАХО Ф.Р-876. В-1. О-1. Д-3. Л-35,36.
6- ГАХО Ф-876. В-1. О-1. Д-14. Л-14.
7- ГАХО Ф-876. В-1. О-1. Д-13. Л-9.

 

 

Предыдущая глава:

Ветер перемен.

 

Следующая глава:

Бури нового времени.

 

Вернуться
к содержанию

 


 

Календар подій

     1 23
4 5678910
1112 13 14 151617
18 19 2021222324
25262728 29 3031