Ветер перемен.

Ветер перемен.

Прежде, чем приступить к освещению хода жизни в первом десятилетии после событий октября 1917 года, предлагаю вниманию читателя список фамилий жителей Киндийских хуторов и деревни Антоновка, встречающихся наиболее массово и часто в церковных «Метрических книгах» разных лет, с 1802 года по 1902 год (в скобках даны встречающиеся варианты фамилий):

По сути дела - это перечень, пусть даже неполный, фамилий коренных родов, проживавших к началу XX века в Киндийке и Антоновке. Проведя небольшой анализ этого списка и, сопоставив его с фамилиями реально проживающих сегодня людей в Антоновке и Киндийке, читатель легко установит, что более чем за 200 лет, почти нет изменений среди этих коренных родов и, за исключением 5 - 6 фамилий, все остальные - имеют продолжение фамильного рода и в наши дни.
Здесь хочу сказать несколько слов об неисчерпаемых источниках исторической памяти - о «Метрических книгах» разных церквей, хранящихся в Государственном архиве Херсонской области.
Десятки и даже сотни людей - священников, диаконов и других служителей культа, посвятили ведению настоящих книг очень много своего рабочего времени, своей жизни, своей души. Несмотря на кажущуюся сухость и бюрократизм этих документов, благодаря их труду, мы имеем сегодня возможность погрузиться в их прочтение, испытать чувство прикосновения к истории, к древности, к памяти о прошлом. В них мы находим массу разнообразной, интересной, о многом говорящей информации о жизни наших земляков в дореволюционное время.

Церковные «Метрические книги» - ценнейшие и важнейшие исторические документы, хранящиеся в Государственном архиве Херсонской области.

События 1917 года внесли, конечно, весьма серьёзные, часто драматические и трагические, изменения в жизненный уклад и умеренно-спокойное течение бытия жителей наших двух сёл, как, впрочем, и всего народа огромной державы. За 5 лет до революции сёла имеют: Киндийка - 275 дворов; население - 1652 чел.; 1 школу; Антоновка - 163 двора; население - 1149 чел.; 1 школу1.
«Советская власть установилась в Антоновке (и, конечно, в Киндийке) в 1918 году. Первые партийные ячейки созданы в 1920 году. Первые комсомольские организации образованы в 1922 году…».2
И хотя в 20-х годах были в наших краях и белогвардейцы, и «батько» Нестор Махно, и отряды атамана Григорьева, и банда анархистки Маруси, и другие разноцветные отряды, политическая и общественная жизнь постепенно налаживалась, большевики начинали воплощать свои реформы.
В марте 1923 года город Херсон становится центром Херсонского округа, который до июня 1925 года (до ликвидации губерний) входил в состав Одесской губернии. Частые административные перемены того периода коснулись и наших сёл. Антоновка имеет в послереволюционный период такое подчинение и является: селом Антоновской волости Херсонского уезда Херсонской губернии, с 1921 г. - Николаевской, с 1922 г. - Одесской губернии, с 1923 г. - Херсонского района и округа, в 1925 г. - Херсонского района и округа УССР (с. Садово до 1925 года, находится в подчинении Антоновского сельсовета), а с 1930 г. - Херсонского района УССР. В это же время Киндийские хутора на непродолжительный период (с 1922 по 1923 год) переходят из городского подчинения в волостное и становятся селом Музыковской волости Херсонского уезда Херсонской губернии. При этом возникала масса неудобств: например, сельсовет располагался в Киндийке, а фельдшер находился в Музыковке. Такое же положение и в некоторых других сферах жизни, что находит отражение во многих протоколах общих собраний, заседаний сельсовета, поэтому вскоре такое административное деление отменено. В остальном же - Киндийка проходит путь подчинения, точно, как и Антоновка.
В ходе проведения реформ создаются отдельные, независимые структуры местного самоуправления - сельские советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов: Антоновский (в его составе село Садово) и Киндийский (в его составе с. Музыковка, Цыганская и Монастырская слободки). Одними из первых председателей сельских советов были: в Антоновке - Пономаренко А.К. (1926 г.), Ахрименко Сергей Анатольевич (1927 - 1930 г.г.); в Киндийке - Борисенко Ефим Фёдорович (1923 г.), Молоцкий Альберт (1924 г.).
К этому же периоду относится создание первых комитетов незаможных селян (КНС) - прообраза и предтечи будущих колхозов. В 1923 году в Киндийке его возглавлял Кравец Аким Сидорович (в 1930-х он станет одним из первых председателей колхоза), а через год - Мошков Василий Михайлович. В Антоновке КНС руководил - Чайковский Дмитрий Никитич, который ушёл с этой должности 27.04.1925 года, в связи с переездом на жительство в посёлок Богдана Хмельницкого (в конце 1920-х подчинён Антоновскому сельсовету - ныне с. Богдановка, Зеленовского поссовета), а его сменил - Сухенко Ефим Константинович.
Вот что представлял собой КНС в Антоновке в декабре 1924 года:
«Всего членов К.Н.С. - 157 чел.
Земли у членов К.Н.С.: до 1917 г. - 167 ½ дес.; в 1923 г. - 1370 дес.
Количество десятин у членов К.Н.С. в 1923 г.: до 3 дес. - 18 наделов,
от 3-5 дес. - 5 наделов; свыше 5 дес. - 134 надела.
Членов К.Н.С. - женщин - 40 чел.; мужчин - 117 чел.
По образованию: 135 чел.- грамотные; 22 чел. - неграмотных.
Батраков (работающих у кулаков) - 41 чел.
Единоличников - 42 чел.
Работают в Совучреждениях - 4 чел.
Безпартийные - 157 чел.
Из общего числа членов К.Н.С. семьи ведут: единоличное хозяйство - мужчин - 264 чел., женщин - 330 чел.; из них, трудоспособные - 296 чел.,нетрудоспособные - 298 чел.
Ведут коллективное хозяйство - нет.
Во владении членов К.Н.С.: Домов - 110. Сараев - 66. Веялок - 23. Плугов -30.
Борон - 64. Лошадей - 62. Коров - 50. Мелкого скота - 36. Молодого скота-70».3
Считают, что тогда люди вели очень бедное, почти нищенское существование. Но если представить, что сегодня на всё село, которое в 5-6 раз больше тогдашнего, вряд ли найдётся десяток коров, не говоря уже обо всём другом, то некоторые выводы, напрашиваются сами-собою. Думаю, что для внимательного и любознательного читателя сведения, изложенные выше, представят несомненный интерес и могут поведать очень многое в оценке и восприятии картины об уровне жизни крестьян в первые послереволюционные годы. Как видим, коллективное хозяйство ещё не ведётся и если принять во внимание, что в 1924 г. Антоновка имела общее количество дворов около 210 (в 1928 г. - 221 двор и 1141 чел., жителей) - то, следовательно, в КНС состояло тогда, чуть более 50% жителей и вся борьба за полную коллективизацию - ещё только предстояла.
Несколько сложнее представить, каково было положение крестьян села Киндийка, т.к. статистические данные брались по всему сельсовету, а в него, как известно, входили ещё и хозяйства Цыганской и Монастырской слободок (по Музыковке сведения сообщались отдельно).
Тем не менее, если принять в расчёт то, что по всем основным показателям Киндийка и Цыганско-Монастырская слободка имеют процентное соотношение в среднем, примерно, как 75% к 25% - можно составить некоторое представление о положении дел в Киндийке. Отвечая на запрос Херсонского РЗО (районного земельного отдела) о величине сельхозналога на 1925/26 хозяйственный год, комиссия Киндийского сельсовета в акте от 10 июля 1926 года,4 сообщает такие данные:

Активность жителей Киндийки по вступлению в КНС была ещё ниже, чем в Антоновке и в этот период составляла всего лишь 205 членов, при наличии на территории Киндийского сельсовета более 2400 человек населения и около 530-540 хозяйств.5

Не стоял на месте и постоянный, особенно в первое десятилетие после октября 1917 года, процесс преобразований в административном делении и подчинении. К 1928 году, села Садово и Музыковка выводятся из подчинения, соответственно, Антоновского и Киндийского сельсоветов. В состав Антоновского сельсовета включен выселок Богдан Хмельницкий, из которого ныне выросло село Богдановка (Зеленовского поселкового совета Днепровского района города Херсона). В состав же Киндийского сельсовета вошёл ряд сёл и хуторов, которые были расположены в западном от Киндийки направлении, вплоть до нынешней улицы Черноморской в городе Херсоне и один дальний хутор Микитас (старожилы называют его «Три хатки»), который расположен недалеко от нынешнего посёлка Солнечный (того же Зеленовского поссовета) и является железнодорожным полустанком на пути между Херсоном и Снигирёвкой. В итоге новые составы сельсоветов приобрели такой вид:6

Но, как в басне И.А. Крылова - «Квартет», сколько неумелых музыкантов ни пересаживали - результат был тем же. Так было и в наших сёлах. Независимо от бесконечных новых административных изменений, труд на земле оставался тяжким грузом на плечах крестьянина, особенно в условиях отсутствия в селе, так необходимой техники: тракторов, веялок, молотилок, да и другой. Вопросами технического обеспечения крестьян занимались тогда всевозможные организации. В этом смысле интересно письменное предложение Одесского товарищества сельхозкредита о продаже тракторов «Фордзон» ценою 1 800 рублей за одну машину, разосланное 18 января 1926 года по объединениям селян.7 Причём, это предложение касается только тех КНС, в которых есть обученные трактористы или обучающиеся на специальных курсах, организованных этим же товариществом, что при покупке трактора необходимо было документально подтвердить. Несколько позже, уже в 30-е годы, большевики проводят работу по «смычке города и деревни», и в её рамках 12 февраля 1931 года8 в Киндийке собирается общее собрание жителей и рабочих Херсонского завода имени Г.Петровского с целью организации социалистического соревнования. На собрании, в своих выступлениях, городские рабочие обещают помочь селянам техникой собственного производства.

Механизацией своего нелёгкого труда наши земляки занимались и самостоятельно, как до революции, так и после, причём иногда даже объединялись для этой цели в отдельные группы. К счастью, сохранились редкие сведения того времени, позволяющие судить о других промыслах, помимо крестьянских, а также характеризующие техническую оснащённость в селе и персональное имущественное состояние некоторых жителей Антоновки9 и Киндийки10 в 1926 году (см. таблицы ниже).

 


Однако стремление облегчить свой труд и труд односельчан имело и обратную сторону медали: для большинства граждан эти списки 1926 года, в действительности окажутся роковыми. В той или иной степени они будут репрессированы либо в период коллективизации и раскулачивания, либо в годы массовых репрессий 1937-38 годов, а ведь это был - в большинстве своём - новаторский отряд предприимчивых, технически грамотных сельчан, которые стояли на передовых рубежах технического прогресса в первой трети ХХ века.
При чтении документов той поры, когда велось тотальное наступление новой власти на общество, для достижения коренного перелома в изменении сознания людей, живших многие десятилетия в совершенно другом морально-психологическом, экономическом и социальном климате, часто возникает внутреннее ощущение некоторой растерянности новых властей. Заметно непонимание, или нежелание понимать сельчанами многих новых подходов, идеалов и постулатов представителей этой власти на местах. Чего стоят, например, массовые и частые сборы, а точнее поборы - в различные фонды, исполнение разных обязательных повинностей.
Так, в январе 1923 года проводится общее собрание жителей села Киндийки по организации 2-х-месячника добровольных пожертвований в пользу Красной Армии и месячника в пользу беспризорных детей. И если сборы в фонды помощи детским домам, помощи по борьбе с беспризорностью, помощи голодающим в разных регионах страны находили понимание в душах сельчан, то многие другие начинания новой власти вызывали, скорее, раздражение и тихий, безропотный протест.
Назову лишь некоторые поводы, для объявления сбора взносов: на развитие Воздухофлота, Доброхима (предшественник ДОСААФ), общества Красного Креста и Красного Полумесяца, на содержание КНС, сельсовета, Красной Армии, на ремонт школы и содержание учителей, гужевая повинность, продналог. Этот список, отражает лишь очень малую часть всевозможных налогов, фондов и других инициатив, которые должны были оплачиваться за счёт труда рабочего и крестьянина. При этом на каждом шагу можно было слышать, что теперь многое доступно и бесплатно для трудового человека, т.е. налицо имелось существенное отличие декларируемого от реального, что, естественно, не способствовало единению народа и власти.
Или, другой пример. Так, на многих заседаниях сельсовета, КНС, общих собраниях жителей звучали частые и неоднократные требования бороться с самогоноварением, и только однажды встретился документ, подтверждающий реальность этой борьбы: за самогоноварение из членов КНС был исключён Трофим Базылев!11 Отсюда, можно сделать вывод о декларативности и имитации борьбы, или о чьих-то личных, корыстных интересах в процессе этой кампании.
Вот так и началась новая, советская, эпоха жизни наших односельчан.

* * *

__________________________________________________________________
1- «Список населённых мест Херсонского уезда на 1912 год». Херсон, 1912 - с. 69, 112.
2- «История городов и сёл Украинской ССР. Херсонская область». - К.: Наукова думка, 1983 - с. 127.
3- ГАХО Ф. Р-179. В-1. О-1. Д-22. Л-31.
4- ГАХО Ф. Р-876. В-1. О-1. Д-26. Л-10.
5- ГАХО Ф-876. В-1. О-1. Д-14. Л-23.
6- «Список залюднених місць Херсонської округи на 1 січня 1928 року». - Херсон, 1928.
7- ГАХО Ф-179-6. В-1. О-1. Д-6. Л-58.
8- ГАХО Ф.Р-876. В-1. О-1. Д-3. Л-5.
9- ГАХО Ф.Р-179. В-1. О-1. Д-6. Л-161.
10- ГАХО Ф.Р-876. В-1. О-1. Д-26. Л-36.
11- ГАХО Ф-876. В-1. О-1. Д-14. Л-27.

 

 

Предыдущая глава:

Власть против духа.

 

Следующая глава:

Из грязи – в князи?

 

Вернуться
к содержанию

 

 

Календар подій

    1 2 3
456 7 8 9 10
11 121314151617
181920 21 222324
252627282930