Власть против духа.
Власть против духа.
Историческая судьба Киндийской церкви, как и судьба людей в те бурные времена, полна драматических событий и неожиданных поворотов: не один раз власть шла войной на храм. По счастливому стечению обстоятельств, после революции 1917 года, новые власти не тронули церковь, хотя попытки и делали: в 1920-е годы, например, выселили священника из церковного дома и устроили в нём сельсовет. Но таким попыткам противилось хуторское сообщество, не отдавая на поругание храм, с такими трудами построенный руками дедов и отцов.
Наступление новой, революционной, власти на церковь началось ещё в 1920-х годах, когда по всей Украине в храмах разрушали колокольни, реквизировали на переплавку колокола и разворовывали церковное имущество. В 1924 году комитет незаможных селян (предшественник будущих колхозов) постановил: «Как вредных и приносящих зародыши контрреволюции, исключить из организации за сокрытие церковных ценностей, которые были изъяты в 1921 году - 1). Базылева Сергея. 2). Тягниверенко Никиту. 3). Белого Фаддея. 4). Баранчука Трофима. 5). Чумака Петра…».1 Все они - жители Монастырской слободы, входившей тогда в состав Киндийского сельсовета, на протяжении трёх лет пытались сохранить для потомков церковные ценности, нажитые предками, но…- не удалось! Да ещё и наказали - исключением из КНС! Хотя это - только «цветочки», «ягодки» будут в 1930-х годах.
В том же году всего лишь «за участие в богомоловской белой (т.е. в противовес «красной» власти) вербовой компании» (Вербном Воскресении перед Пасхой), исключили из членов КНС жителя Киндийки Василия Савченко.2 Начиная с этой поры, власть уже готовила клейма - «церковные приспешники», «поповские прихвостни», «белые контрреволюционеры», «вредители», «враги народа» - причём, не только для ярых защитников церкви.
О таком же наступлении властей на церковь говорит и «Опись имущества, принадлежащего Николаевскому молитвенному дому селения Антоновки, Херсонского района»,3 составленная комиссией по проверке культового имущества Херсонского РИКа- 10 июля 1925 года.
Опись проведена весьма скрупулёзно - в неё попали 116 предметов церковной атрибутики. Причём, вписаны сюда даже самые мелкие вещи - по копеечной стоимости. Позднее всё ценное было изъято, остальное имущество безвозвратно утеряно, а сам молитвенный дом в Антоновке закрыт. Здание, в котором находился молитвенный дом Святого Николая, потом использовали под сельсовет, сельский клуб, магазины разного предназначения и ныне в нём тоже расположен магазин. Фото этого здания размещено в рассказе нашей мозаики «Не хлебом единым…». Только спустя 80 лет, вместо скромного молитвенного дома, в Антоновке построено новое здание православного храма, в центральной части посёлка, недалеко от живописного берега реки Днепр. Храм этот, по сути - символ непобедимости славянского духа и христианской морали.
2007 год. Церковь Преподобного Антония Печерского в Антоновке.
Оформленный в оригинальном стиле иконостас с Царскими вратами в храме Антония Печерского.
В 1938 году, в уже новой стране, победил воинствующий атеизм - церковь в Киндийке тоже закрыли, переоборудовав её в начале 1941 года под общественное здание, сняв крест, купол, а вместо них установив флаг. Так, накануне войны были лишены своего храма жители Киндийки. Когда началась Великая Отечественная война, немецкие лётчики, увидев сверху советский флаг на здании, сбросили на церковь около десятка бомб. Но в августе 1941, когда в Киндийку вступили немецкие войска, они разрешили проводить богослужения в храме, и 14 октября, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, совершена первая служба во вновь открытой церкви.
Летом 1942 года мастер Марченко построил новый купол храма по чертежу старого. Во время оккупации немцами города Херсона, как это не парадоксально, церковь использовалась по своему прямому предназначению. Однако при отступлении немецких войск в 1944 году церковь была заминирована, но Бог уберёг её от разрушения, сохранив для нас и наших потомков.
Во время войны и в первые послевоенные годы советская власть несколько ослабила атеистическое давление на православную церковь.
Многие священнослужители за проведение морально-патриотической работы среди людей в годы немецкой оккупации и оказание материальной помощи державе, были даже награждены государственными наградами. Поэтому после освобождения Киндийки храм незыблемо продолжал выполнять свою главную функцию.
Уже в 60-е годы ХХ века снова усилились попытки закрыть церковь и переоборудовать её под клуб. Была организована целая кампания по сбору подписей в селе, в поддержку такого решения и многие, ныне живущие, помнят об этом. Но сельская молодёжь, в том числе и комсомольцы, не поддались давлению властей и не захотели подписывать письмо, сфабрикованное от, якобы, их имени с просьбой о закрытии и переоборудовании храма. Так в очередной раз храм устоял и используется по своему прямому назначению и поныне. Позднее, решением Херсонского горисполкома №111/4 от 28 февраля 1973 года здание нашей церкви признано памятником архитектуры местного значения конца XIX века, взято под охрану государством, на стене установлена мемориальная доска. Жаль, что только этим государство и ограничилось.
* * *
__________________________________________________________________
1, 2- ГАХО Ф-876. В-1. О-1. Д-14. Л-27.
3- ГАХО Ф.Р-179. О-1. Д-14. Л-226-231.
Предыдущая глава: Священники церковного прихода.
|
Следующая глава:
|
|