Ученье – свет!

Ученье - свет!

За 100 лет со времён образования Киндийских хуторов здесь не было ни одного заведения, в котором бы сельских детей обучали хотя бы элементарной грамоте. К тому же существовал «социальный ценз»: в те времена получить знания могли только дети из состоятельных семей - с ними индивидуально занимался специально нанятый учитель.
Каких - либо документальных свидетельств об этом срезе жизни сельчан не сохранилось. Но установлено, что в 1900 году, при решении вопросов о финансировании завершающего этапа строительства церкви, ходатайство в Херсонскую Городскую Думу подписывают несколько грамотных человек - С. Смульский, Е. Печник, Н. Дружка, Н. Букацель - люди, которые родились в первой трети XIX века. А это означает, что с момента основания Киндийских хуторов здесь были грамотные люди в некоторых семьях, находивших индивидуальные возможности для обучения своих детей.
Только в 1885 году открылась начальная трёхклассная школа, и с того времени обучения детей грамоте приобретает общественный и, в какой-то степени, организованный характер. Называлась она в разные годы по-разному: то Городским народным училищем, то Киндийским хуторским училищем. Обязательность образования для всех детей тогда не предусматривалась - родители сами решали, исходя из своих возможностей и убеждений, будет ли их ребенок учиться.
Чтобы наши современники могли получить некоторое представление о том, как выглядели тогда здания многих сельских школ, предлагаю фото такого здания у наших соседей из с. Дарьевка (ныне Белозёрского района), поскольку фотоматериалов основных корпусов старых школ в Киндийке или Антоновке, отыскать не удалось.


Таким было здание школы у наших соседей-земляков из села Дарьевка, ставшей в 1897 году земской школой. Раньше это здание было местом приюта для заключённых арестантов, находящихся на пересыльном этапе.

В 1893 году школу финансировало городское общественное управление и выделило на ее развитие 560 рублей, и это при средних годовых расходах по городу Херсону на одну школу - 2 004 рубля (!).1 Такая сумма, безусловно, далека от необходимой, а тем более желаемой, особенно при том, что помещение школы содержалось за счёт хуторян.В 1896 году для Киндийского народного училища, в соответствии со штатным расписанием, предусмотрены следующие должности, с оплатой в год: 1 чел., учитель - 460 руб. + 30 руб. наградных; 1 чел., законно-учитель (священник) - 14 руб. 58 копеек. Данные выплаты производились в 1896 году городским общественным управлением.2
Но в 1900 году никакая финансовая помощь школе в Киндийских хуторах вообще не осуществлялась - жители сами содержали здание школы и «спонсировали» учебный процесс. В этом же, 1900 году, в Киндийской школе учились 61 человек (44 мальчика и всего 17 девочек). Ориентируясь на вышеизложенные материалы, можно сделать вывод о непостоянстве финансового содержания школы и, о соответственном отношении городских властей к хуторской окраине.

Юноши-учащиеся из Киндийских хуторов. Фото конца XIX века.

Девочек было больше среди хуторской детворы, но для них образование не считалось актуальным - значительно более важным считали умение выполнять домашнюю работу и удачно выйти замуж. Да и для мальчиков оно не являлось обязательным. Вот какими были данные в целом по Херсону:3

Недостаток средств сказывался на качестве обучения и самом учебном процессе: по причине острой нехватки площадей и мест в единственной
школе, многим отказывали в приёме на учёбу. На одного ученика в Киндийской школе фактически было:
- площади классов - 1,8 кв. аршина, при норме - 2,79 кв. аршина;
- объём воздуха - 7,2 куб. аршина, при норме - 15,9 куб. аршина; (аршин = 711,2 мм). Школа имела всего одно-единственное классное помещение, в котором по очереди занимались три группы детей разных возрастов. При этом в школе собранна библиотека, которая насчитывала 286 томов книг - достаточно приличный материальный фонд и средний показатель (от 58 до 614 томов) для существующих тогда в городе Херсоне и пригородных хуторах школьных библиотек.
Вот что писала о состоянии дел в Киндийской школе в 1908 году херсонская газета «Родной край»: «Сооружённая на Киндийских хуторах лет 25 тому назад начальная школа пришла в ветхость и далеко в настоящее время не соответствует ни самым минимальным требованиям гигиены, ни спросу на училищные вакансии. За неимением мест в классе детей приходится делить на две очередные смены, причём одна смена, скученная в тёмном коридоре школы, ожидая своей очереди, мешает занятиям другой. Ввиду такого положения вещей заведующая школой Бойко ходатайствует перед городской управой о расширении или постройке на Киндийских хуторах новой школы.»4
Городские власти не торопились улучшать школьную жизнь городской окраины, а грянувшие вскоре - первая мировая война, революция 1917 года и все дальнейшие события - отодвинули на несколько десятилетий хотя-бы частичное решение проблем школы.
Такое положение сохранялось до 1930-х годов. Постепенно материальное положение школы улучшилось: количество помещений под новые классы увеличивается за счёт зданий, принудительно отобранных у так называемых «кулаков». В 1932 году в школе вводится неполное среднее (семилетнее) обучение и в 1936 году производится первый выпуск учеников школы-семилетки.
 

Нынешнее здание Киндийской средней школы

И, тем не менее, даже в послевоенное время, вплоть до 1955 года (до присвоения статуса школы-десятилетки) все желающие получить полное школьное образование, вынуждены были ездить учиться в город Херсон. К сожалению, здание первой школы в посёлке не сохранилось до наших дней, а тогда оно располагалось на месте нынешнего жилого дома № 16 по улице Пионерской, и многие жители Киндийки ещё помнят времена, когда учились в этом старом корпусе Киндийской школы.
В 1960 году в центре Киндийки построено новое, современное (по стандартам того времени) здание школы с производственными мастерскими, спортзалом, актовым залом, школьной библиотекой (более 4000 томов), столовой. Здание было оборудовано водяным отоплением от котельной, работающей на угле, местной канализацией, санитарно-гигиеническими узлами и медпунктом, с постоянно дежурившим фельдшером. Тем самым, впервые за время существования сёл, была решена многолетняя проблема жителей Киндийки и Антоновки в системе образования. Но к концу 1970-х годов, в связи с общим ростом количества жителей и детей, школа переведена на 2-х-сменный режим учебного процесса, по причине недостатка площадей. Только после строительства в 80-е годы двух школ на окраине Киндийки (в районе нынешних улиц Фурманова и Лесной), вопрос решился окончательно. Таким образом, чтобы полно и всесторонне решить проблемы
организации обучения в собственной школе, киндийчанам потребовалось практически 100 лет (начиная с 1885 года).
В Антоновке, положение в системе получения образования, было ничем не лучше, чем в Киндийке. Здесь, кроме того, необходимо учитывать, что часть жителей до реформы 1861 года были крепостными крестьянами, да и после реформы, до самой революции 1917 года, все они были под властью помещика, поскольку являлись поместными крестьянами (см. «Таблицу 1»). Естественно - это обстоятельство, целый ряд других сложностей тогдашней сельской жизни, отдалённость от города - не способствовали грамотности сельчан, и азы начального образования получали далеко не все из них. В конце XIX века земство Херсонской губернии активизировало работу по открытию сельских земских школ, и такое крайне необходимое для села общественное заведение, в 1900 году, начало действовать в Антоновке. До этого момента, обучение крестьянских детей велось теми же способами и на тех же условиях, как и в Киндийке в те давние времена.
Школа была рассчитана на обучение около 60 человек детей, имела одно помещение для занятий, в котором учились три разновозрастные группы по очереди. К 1907 году положение в Антоновке таково: детей школьного возраста - 110 человек; учатся в школе - 66 человек, т.е. только 60 % детей, а школа финансируется за счёт средств уездного земства.5
В этот же период земство планирует постройку в школе погреба (сметная стоимость постройки - 150 рублей). Все другие помещения (сараи, туалет и др.), требуемые по тогдашним нормативам, - уже имелись. Погреб необходим для хранения продуктов, используемых для пропитания учеников (как видим, и при царе-батюшке беспокоились о подрастающем поколении - Б.В.).
Кстати, по нормативам того времени для школы на 60 человек должны быть предусмотрены:

  1. Одна комната (класс) для занятий.
  2. Квартира для учителя - 2 комнаты с кухней.
  3. Сарай на 2 отделения.
  4. Погреб с одним отделением.
  5. Отхожее место на 3 отделения и 3 очка.
  6. Ограда двора.

Общая сметная стоимость всего школьного комплекса зданий и сооружений составляет - 4155 рублей 95 копеек.
По штатному расписанию для такого количества учащихся положен был один учитель и один законоучитель (священник), т.е. условия для обучения в Киндийке и Антоновке, практически идентичны в дореволюционное время, только школы открыты с разницей в 15 лет. В 1921 году в Антоновской школе уже ведут преподавание - 2 учителя.6
К концу 1930-х годов школа переходит на семилетнее образование и, в таком положении находится до 1975 года, когда решением Херсонского
областного Совета депутатов трудящихся от 19 сентября 1975 года за №521, ей присвоен статус - средней школы, т.е. - школы-десятилетки. До этого, дети из Антоновки, желавшие получить полное среднее школьное образование, ездили в г. Херсон, а с 1955 года, получали его в Киндийской средней школе (в основном), либо в Херсоне.

Фасад одноэтажного здания Антоновской средней школы летом закрывают густые кроны буйной зелени деревьев.

К сожалению, присвоение нового статуса, очень мало отразилось на изменении условий для учеников и учителей. Несмотря на энтузиазм и прилагаемые большие усилия нынешнего руководства и педагогического коллектива школы по изменению такого положения, тем не менее, следует признать, что давным-давно назрел вопрос о строительстве нового современного здания школы в пос. Антоновка. Как мы знаем, в Киндийке на решение данной задачи понадобилось 100 лет, а Антоновка и этот срок уже превысила.
Завершая тему образования, нельзя обойти вниманием ту плеяду учителей, которые научили читать и писать, воспитали и дали путёвки в жизнь - не одному поколению детей из сёл - Киндийка, Антоновка, Садово, посёлков - МИС, УкрНИИОЗ (ныне - посёлки Октябрьский и Надднепрянский), многие из которых, в разные времена, по разным причинам - учились в Киндийской школе. Вспомним, хотя бы некоторых из тех, кто отдал этому благородному, необходимому, но нелёгкому, а часто и неблагодарному учительскому труду - многие годы своей жизни, тех, кто, работая на этой ниве, посвятил всего себя делу просвещения многих наших поколений. Следующий рассказ об этом.

* * *

__________________________________________________________________
1- Из «Отчёта Херсонской Городской Думы и Управы за 1893 год».
2- Из «Отчёта Херсонской Городской Думы и Управы за 1896 год».
3- Из «Отчёта о состоянии училищ Херсонского уезда в 1895 году» - с.20.
4 -После опубликования данной книги, найдена информация Херсонского областного исторического музея со ссылкой на «Свод сведений о начальном образовании в Херсонской губернии за 1885/86 гг. – Херсон, 1889. –  Таблица с.2-5», о том, что школа в Киндийке открыта в 1884 году. (Б.В.)
5- ГАХО инв. №298 - «О школьной сети. Доклад Херсонской уездной земской управы уездному земскому собранию сессии 1907 г.» - с. 40.
6- ГАХО Ф. Р-7. О-1. Д-2. Л-3.

 

Предыдущая глава:

 Деревенско-хуторская жизнь ХІХ века.

Следующая глава:

Профессия – народный учитель.

Вернуться
к содержанию

 

 

Календар подій

     1 23
4 5678910
1112 13 14 151617
18 19 2021222324
25262728293031