Жизненный путь

Жизненный путь О.Т. Гончара

ГОНЧАР Олесь (Александр) Терентиевич (3.IV 1918, с. Сухая, теперь Кобеляцкого р-на Полтав. обл.) — украинский советский писатель, общественный деятель, академик АН УССР с 1978, Герой Соц. Труда (1978). Член КПСС с 1946. Участник Великой Отечественной войны (с третьего курса Харьков. ун-та в составе студбата 1941 добровольцем пошел на фронт). Закончил 1946 Днепроп. ун-т, учился в аспирантуре Ин-та литературы им. Т. Г. Шевченко АН УССР. В довоенные годы работал в районной и областной комсомольской газетах на Харьковщине. С 1976 - кандидат в члены ЦК КПСС, член ЦК Компартии Украины. Депутат Верх. Совета СССР 6 - 11-го созывов, избирался депутатом Верховного Совета УССР. С 1973 - председатель Украинского республиканского комитета защиты мира, член Всемирного Совета Мира. В 1959-71 - председатель правления Союза писателей Украины, 1959-86 - секретарь правления Союза писателей СССР.

Первые новеллы («Иван Мостовой», «Черешни цветут», «Орленок»), повесть «Стокозовое поле» напечатаны 1938-41 в журналах «Молодой большевик» и «Советская литература». Они привлекали лиризмом, вниманием к цельным человеческим характерам. На фронте писал стихотворения (публиковались в дивизионной газете; 1985 изданы отдельным сборником «Фронтовые поэзии»).

На протяжении 1946 – 48 гг. создал романы «Альпы» и «Голубой Дунай» (Гос. премия СССР, 1948) и «Злата Прага» (Гос. премия СССР, 1949), составившие трилогию «Знаменосцы» (впервые опубликован в журнале «Вітчизна»). Широкое читательское признание произведения обусловлено его идейно-тематической, образно-стилевой оригинальностью, новаторским подходом к теме Великой Отечественной войны.

Знаменосцы» воспринимаются как искренний и правдивый рассказ, написанный непосредственным участником войны. Впервые в советской литературе в большом эпическом произведении Гончар обратился к теме освободительной миссии Советской Армии. С глубокой жизненной и художественной убедительностью он показал организующую роль партии коммунистов, дружбу советских народов, высокую мораль и духовную красоту солдата, его любовь к Родине. В трилогии масштабное воссоздание будней воинского коллектива, его похода через Европу объединяется с реалистическим изображением многих индивидуально неповторимых характеров, за которыми встает обобщенный образ народа. Отличительные черты трилогии - ярко изображены положительные образы (ком. роты Брянский, медсестра Шура Ясногорская, лейтенант Черныш, солдат-подоляк Фома Хаецкий, замполит Воронцов), искусная символизация многих реалистических деталей, сквозной романтический пафос, особенная стилевая роль лиризма, сплавленного с эпичностью, ориентированного на поэтику «Слова о полку Игоревым».

Гончар вдохновенно рассказал об источниках Победы, создал величественный образ воинов-знаменосцев, отстаивающих идеи социализма, мира и дружбы, показал гуманизм народа-победителя, которого «любовь двигает вперед», его противостояние войне, ненависти и разрушению. Тематически близки к трилогии повесть «Земля гудит» (1947) — о подпольной борьбе полтавских комсомольцев против фашистских оккупантов, рассказ «Модры Камень» «Весна за Моравой» и др., собранные в книге «Новеллы» (1949). В 50-е гг. Гончар выступает с рассказами (сборник «Юг», 1951; «Новеллы», 1954; «Чары -камыши», 1958; «Маша с Верховины», 1959) и повестями «Никита Братусь» (1951) и «Чтоб светился огонек» (1955), раскрывая важные морально-этические темы. В повести «Никита Братусь», построенной как рассказ от первого лица, писатель рисует образ колхозника, колоритный народный характер. Во второй повести Гончар затрагивает вопрос эмоционального развития человека, выступает против эгоизма, морального браконьерства, безразличия к красоте, к природе.

 

О.Т. Гончар. Знаменоносцы. Первая страница рукописи.

Изображая в произведениях того времени (в частности, в рассказах «Подсолнухи», «Жаворонок», «Человек в степи» и тому подобное) скромных тружеников, Гончар пишет о значимости их труда в жизни, общественном весе чуткости и доверия к человеку. Основным творческим достижением Гончара в 50-ые гг. стала историческо- революционная дилогия - романы «Таврия» (1952) и «Перекоп» (1957), в которых показано созревание идеи социалистической революции в сознании трудящихся, революционные события и водоворот гражданской войны на Украине. В романах действуют исторические личности, в т.ч. В. И. Ленин, М. В. Фрунзе.

Новым шагом в творческой эволюции писателя стал роман «Человек и оружие» (1960; Гос. премия УССР им. Т. Г. Шевченко, 1962). Рассказ о студенческом батальоне, который после кровопролитных боев 1941 вышел из окружения, перерос во взволнованную авторскую исповедь. Герои произведения обращаются в будущее, предостерегают мир от новых войн, ищут ответа на вопросы о сути жизни и смерти, о бессмертии, любви к Отчизне. В романе глубоко раскрываются духовные основы героизма советских людей, переживающих тяжелые трагедии, испытывающих непоправимые потери. В романе утверждается правдивый взгляд на драматические события 1941. В центре романа «Тронка» (1963; Ленинская премия, 1964) — совхоз, через земли которого пролегает трасса сооружаемого канала, а также расположенный рядом военный полигон. Писатель показывает, как в повседневности этого степного региона Украины отражается общенародное бытие и весь мир середины 20 в. с его глобальными проблемами и контрастами.

Актуальные морально-этические вопросы, которые осмысливают автор и герои произведения, включен в общефилософское русло романа, где выделяются вечные темы мира, труда, долга, доброты, любви, ответственности человека перед обществом и историей, перед родной землей, родом, национальной памятью. Гончар развенчивает антигуманность догматичных, культовых взглядов на жизнь. «Тронка» — это 12 художественно законченных новелл, каждая из которых, имея главного героя, является неотъемлемым звеном основного сюжета романа. В романе применены диахронный и синхронный типы рассказа. В синтезе истории и современности, утверждении человекотворческой сущности памяти, и заключается одна из главных черт романа, его основная тенденция, которая приобретет дальнейшее развитие как в следующих произведениях Гончара, так и в украинской прозе второй половины 60-х гг.

Эта тенденция особенно проявилась в романе «Собор» (К., 1968). После первых положительных отзывов в прессе роман и его автор подверглись вульгарно-субъективистской критике, и произведение появилось во второй раз только через двадцать лет. В «Соборе» Гончар одним из первых в советской литературе затронул вопрос о гуманистическом, творческом понимании истории народа, бережливом патриотическом восприятии богатств его духовной культуры, остро выступил против потребительско-браконьерского отношения к природе и памятникам прошлого.

События разворачиваются в рабочем поселке вокруг старинного казацкого собора, над которым нависла угроза разрушения. Образ зорко отмеченного писателем еще в 60-е гг. разрушителя и коньюнктурщика — человека без памяти Володьки Лободы — стал значительным художественным достижением Гончара, примером социальной проницательности писателя. Проблематика, осваиваемая автором в романах 60-х гг., расширялась, приобретала новую философско-эстетичную трактовку в произведениях 70-х гг.— романах «Циклон» (1970), «Берег» и повести «Бригантина» (1973). В «Циклоне» конструктивной художественной идеей стала связь времен. Первый план романа — подпольная борьба советских военнопленных, второй — создание современными кинохудожниками фильма об этой борьбе.

Автор художественно осмысливает свои наблюдения над психологией творчества, проблемой народного характера, вечного и нового в нем, пишет о значении национальных корней, опасности утилитарного подхода к прекрасному, к искусству. Активность авторской мысли, острота реакции на существенные проблемы времени выразительно заметны в повести-размышлении «Бригантина», главный герой которой — трудный подросток из спецшколы для несовершеннолетних правонарушителей. Произведение является своеобразным морально-философским диспутом о доверии к человеку, воспитательной и творческой роли доброты и красоты, о свободе и анархической разболтанности, о гармонии в отношениях индивидуума с миром, природой. Мотивы родного берега как высокой внутренней цели, миссии человека на земле, преемственности поколений, пафос антибезразличия, разоблачения бюрократизма, бездуховности, цинизма, определяют содержание «Берега любви».

Начиная с «Собора», лирико-поэтический стиль Гончара испытывает определенную трансформацию: усиливается полемичность, публицистичность художественной мысли, углубляется философская основа образного мышления. Писатель чаще обращается к трагическим коллизиям, драматическому развитию событий. Философским романом, насыщенным актуальными моральными и политическими размышлениями о современном человеке и планете, мире и войне, является «Твоя заря» (1980; Гос. премия СССР, 1982). Человек рассматривается автором в контексте сегодняшних глобальных проблем, еще более выразительно проступают тут характерные для писателя планетарный взгляд на нынешний мир, оценка его с точки зрения веков прошлых и веков грядущих. Смысловая многомерность авторского замысла, морально-философская позиция художественно реализуются через фигуру главного героя произведения — прежнего рабфаковца, летчика во время войны, а теперь дипломата Кирилла Заболотного. Основная идейно-художественная антиномия, пронизывающая образную систему «Твоей зари», - творение и разрушение. Раскрывая противостояние двух разных общественных систем, угрожающий конфликт, между природой и техносферой, другие проявления, с одной стороны — созидательного, с другой — деструктивного понимания и отношениея к жизни, ее первоосновам, Гончар создает многосоставной и диалектически противоречивый, тревожный образ современного мира. Писатель пристально всматривается в психологию разрушения, распознавая ее и в таких явлениях, как прагматизм, культ вещей, потребительский принцип «после нас — хоть потоп», безразличие, национальный нигилизм и тому подобное. После того, как в 60-х гг. Гончар опубликовал новеллы «На косе», «Кресафт», «За мгновение счастья» и др., он опять обратился к этому жанру лишь в 80-х гг. Среди новых произведений — «Гений в обмотках», «Ночь мужества», «Народный артист», «Corrida» и др..; наибольшее внимание привлек драматичный в своей сюжетной основе и остро актуальный по проблематике социальной ответственности человека рассказ «Черный Яр» (1986). В созданнном Гончаром — литературоведческие, литтературно-критические и публицистические статьи, очерки, собранные в книгах «О нашем писательстве» (1972) и «Писательские размышления» (1980). Глубиной мысли, проницательным постижением тайн творчества, высоким гражданским чувством, отмечены разведки Гончара о Т. Шевченко, И. Франко, Лесе Украинке, М. Коцюбинском, А. Довженко, А. Головко, А. Малишко, В. Симоненко, статьи «Цвет слова народного» (об украинском языке), «Гоголевскими путями» (1981), «Рабиндранат Тагор на украинским языком» (1982), «На земле Камоенса» (1985), «Так откуда же взялась „звезда полынь"?» (1987) и др. Гончар — автор сценариев худож. фильмов «Партизанская искра» (1958), «Таврия» (1959), «Тронка» (1971), «Абитуриентка» (1973), и «Все побеждает любовь» (1987) др., снятых на Киевской киностудии им. А. П. Довженко. По произведениям Гончара поставлен спектакль «Знаменосцы» (1975, Львов. укр.-драм. театр им. М. Заньковецкой), балет В. Нахабина «Таврия» (1959; Харьков, театр оперы и балета им. М. В. Лисенко), опера О. Билаша «Знаменосцы» (1986, Киев., Харьков., Днипроп. театры оперы и балета).

Творчество Гончара принадлежит к общепризнанным достижениям многонациональной советской литературы. Его произведения широко переводятся в нашей стране, за рубежом, изданные почти на 40 языках народов мира.

Календарь событий

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031